Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки
функциональной грамотности обучающихся.
Документы федерального уровня:
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Документы регионального уровня:
– приказ Департамента образования Орловской области от 17.01.2024 г. http://оиро.рф/wp-content/uploads/2024/04/Prikaz-Departamenta-obrazovaniya-OO-ot-17.01.2024-Dorozhnaya-karta-po-formirovaniju-funkcionalnoj-gramotnosti.pdf
– письмо Департамента образования Орловской области от 07.05.2024 г. о выполнении диагностических работ по функциональной грамотности
http://оиро.рф/wp-content/uploads/2024/05/Pismo-Depratamenta-obrazovaniya-Orlovskoj-oblasti-ot-07.07.2024-O-vypolnenii-diagnosticheskih-rabot-po-funkcionalnoj-gramotnosti.pdf
– письмо БУ ОО ДПО «Институт развития образования» «О проведении Дня единого текста в 2024 году» от 19 февраля 2024 г.
http://оиро.рф/wp-content/uploads/2024/02/Pismo-Den-edinogo-teksta.pdf
Документы школьного уровня:
- Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Колпнянская средняя общеобразовательная школа №2»
- Приказ №231 от 2 сентября 2024 года «О назначении координатора по вопросам функциональной грамотности»
- Приказ №231 (1) от 2 сентября 2024 года. «Об утверждении плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Колпнянская средняя общеобразовательная школа №2» в 2024-2025 учебном году.
- План работы МБОУ «Колпнянская средняя общеобразовательная школа №2» по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности