Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Колпнянского района Орловской области
МБОУ «Колпнянская средняя общеобразовательная школа №2»
OBR57.ru

Доступная среда

Доступная среда. Инклюзивное образование

Информация для родителей о введении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Информация о ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"

Приказ Департамента образования "Об утверждении перечня общеобразовательных организаций"

Приказ Департамента образования " Об организации работы по введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Региональный план введения ФГОС ОВЗ

Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Постановление об утверждении СанПиН от 10 июля 2015 г. №26

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15

Письмо министерства

Фотоотчет по реализации мероприятий Государственной программы РФ

"Доступная среда "на 2015 год в МБОУ "Колпнянская СОШ №2" 

 

          Одна из приоритетных задач государственной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

          Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной социализации в обществе.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. (Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы”).

 Наша школа стала участником Федеральной программы «Доступная среда», которая предусматривает создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений в развитии, а также создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.

Во исполнение программы проведены работы по обеспечению архитектурной доступности школьного здания. В 2015 году МБОУ «Колпнянская средняя общеобразовательная школа №2» было включено в программу по созданию условий для инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Установлен пандус, отремонтированы полы, стены, туалеты, заменены двери в некоторых кабинетах. Средства, выделенные на эти цели в объёме 1217705,21 рублей (в том числе 26061,23 рубля из муниципального бюджета), освоены полностью. Дополнительно безвозмездно Департаментом образования Орловской области было передано оборудование на реализацию мероприятий по созданию условий, обеспечивающих инклюзивное образование, на общую сумму 410685,64 рублей.

 

 

 

               

 

 

 

      Для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение на центральном входе и выходе установлен пандус, имеющий поручни. Оборудована беспроводная система вызова помощника (звонок) на пороге центрального входа, а также в санузле на 1 этаже.

 

                   

    

 

                      

                                                                                                                                                                                                         

 

 

           В  вестибюле первого этажа  произведён ремонт стен, потолков и электропроводки.

 

          

 

 

 

В помещении школы на 1 этаже заменены полы, выложена плитка, на пути движения к учебным кабинетам, перед входом в классы и на лестницы, на лестничных клетках выполнена латеральная разметка для слабовидящих детей.

                                                                                                                                                                              

Проведён ремонт санузла для детей с ОВЗ на 1 этаже: выложена нескользкая плитка, установлены кабинки, унитазы, раковина в соответствии с требованиями.

                                   

В двух санузлах и в семи учебных кабинетах  на 1 этаже расширены дверные проёмы и установлены  новые двери.

Специальны технические средств обучения индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .

         

 

 Приобретено оборудование для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

 

 

 

 

 

 

Интерактивный комплекс с акустической системой в составе:

доска интерактивная; акустическая система; проектор мультимедийный; портативный компьютер, а также:

моноблок для начальной школы – 1; моноблок для средней школы – 1; светильник настольный – 1; источник бесперебойного питания – 1.

 

 

 

Установлены парты для детей-инвалидов, стулья, обеденный стол.

 

 

 

 

Проведена информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательных отношений.

        В образовательной организации функционирует психолого-медико-педагогический консилиум. Организовано взаимодействие с ПМПК  Ливенского района.

       В течение 2015 года директор школы, заместитель директора, педагоги школы прошли курсы повышения квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях».

В дальнейших планах школы – продолжение повышения квалификации по данному вопросу учителями-предметниками.

 

Специально оборудованные учебные кабинеты.
          Наличие оборудованных учебные кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания для использованы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  - 1 этаж (возможно использование с помощью педагогов школы).
        Обеспечение беспрепятственного доступа в здание школы - пандус
Специальные условия питания.
       При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
·    предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, оснащённые необходимым оборудованием (холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
·    предусмотрены помещения для приёма пищи (40 посадочных мест);
·    разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи). 
       В МБОУ «Колпнянская СОШ №2»  специализированное питание для  инвалидов и лиц, с ОВЗ не предусмотрено.  Организовано 2-х разовое питание: завтрак, обед, утвержденных в установленном порядке в соответствии с примерным меню.  
       Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ возможно при помощи сотрудников школы. 

Специальные условия охраны здоровья.
       В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ  «Фошнянская СОШ» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.  В школе организовано психолого- педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
      Основные направления охраны здоровья:
·    оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
·    организация питания учащихся;
·    определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
·    пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
·    организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
·    прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
·    профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
·    обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе (установлено наружное видеонаблюдение; осуществляется физическая охрана школы);
·    профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
·    проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
          Оказание первичной медико-санитарной помощи.
          Здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми тадличками и указателями. В школе созданы  необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе нет медицинского кабинета.  Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации, иммунизации) профилактические мероприятия разной направленности осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации, иммунизации  осуществляется в БУЗ Колпнянская ЦРБ. 
        Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при помощи учителя информатики. 
        Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
       Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.
Нарушение зрения 
1.    www.sona-mar.narod.ru - «Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
2.    www.rgbs.ru - Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
3.    http://www.defectolog.ru - Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
4.    http://www.lekoteka.ru/ - Российская Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.
Нарушение слуха
1.    https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ - информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
2.    http://www.deafworld.ru - сайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
3.    https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ - сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
4.    http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 - информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.
Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.
Задержка психического развития (ЗПР) 
1.    http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html - сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
2.    https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/ - сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в  первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.
3.    http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 - сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
4.    https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ - сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.
Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.
Нарушение интеллектуального развития
1.    http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php - сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
2.    http://rostok-cher.ru/obuchalochka - айт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
Тяжелые нарушения речи
1.    https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ - сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
2.    http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 - сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
3.    https://www.logoped.ru/nar02.htm - логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
1.    http://aplazia.invamama.ru/ - сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
2.    http://rostok-cher.ru/obuchalochka - сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
3.     http://www.elfikacka3ka.ru/ - сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.
Расстройство поведения и общения
1.    http://deti-kak-deti.org/index.html - сайт об особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
2.    http://etoneotvet.ru/ - сайт социальной поддержки особых детей.
3.    https://www.logoped.ru/nar02.htm - логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
1.    https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ - Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
2.    https://uchi.ru/teachers/stats/main - отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
3.    https://iqsha.ru/ - онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
4.    https://chudo-udo.info/ - детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
5.    http://poskladam.ru/ - онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
6.    https://www.igraemsa.ru/ - онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
7.    https://www.yaklass.ru/p - образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную почту придет отчет об ошибках и успехах.
       Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  - частично. 
      Наличие условий для беспрепятственного доступа  в интернет - доступ осуществляется при помощи учителя.

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.